|
Не далеко от печи в центральную потолочную балку вворачивалось железное кольцо, к которому крепилась люлька (колыбель, зыбка), которая представляла собой лубяной короб овальной формы. Дно изготовлялось из двух поперечных перекладин или сплеталось из пеньковой верёвки, лыка в виде сетки. В качестве подстилки на дно клали сено, солому, тряпки, под голову помещали подушку также с сеном и соломой. Для защиты от мух, комаров и света на колыбель вешали полог.
Висячее положение колыбели обуславливалось не только соображением удобства, но и наполнялось мифологическим содержанием. Крестьяне считали, что пространственная оторванность новорожденного от земли, от «низа», обеспечивала ему сохранение жизненной силы. Укладывание в первый раз в колыбель сопровождалось ритуальными действиями, направленными на её освоение: в зыбку помещали кота или окуривали её ладаном, вещали над ней тряпочки и колокольчик, на стенку прикрепляли иконку.
|