Пятница, 14.08.2020, 10:40

Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя истории Субботиной Т.В.
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 53

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Самоанализ

деятельности учителя истории

МБОУ «Крестьянская средняя общеобразовательная школа»

Мамонтовского района Алтайского края

Субботиной Татьяны Валерьевны

На современном этапе в России формируется общенациональная образовательная политика, главная задача которой - достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Согласно Концепции модернизации российского образования, основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и других сферах. Разрабатывая Программу развития школы, наш коллектив опирался на те задачи, которые были поставлены в Концепции модернизации российского образования. Главная цель, заявленная в ней, заключается  в создании оптимальных условий для раскрытия интеллектуального потенциала учащихся, формирование творческой личности, способной успешно функционировать в системе современных отношений.

Задачи, вытекающие из данной цели:

·        формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ начального общего, основного общего образования;

·        их адаптация к жизни в обществе;

·        создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

·        воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

·        формирование здорового образа жизни.

Цель моей профессиональной деятельности непосредственно согласуется с деятельностью образовательного учреждения. Я работаю над следующими проблемами:

·                                 воспитание человека – патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего непреходящие ценности культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды;

·                                 формирование у учащихся картины жизни общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем;

·                                 формирование человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на совершенствование этого общества.

Я принимала непосредственное участие в разработке Программы развития школы. Являясь членом творческой группы, участвовала в определении образовательных и воспитательных задач, методов их осуществления и способов мониторинга результатов при реализации Программы развития образовательного учреждения. В рамках  своей педагогической деятельности осуществляю реализацию программы:

  • использую диагностические и дидактические материалы способные повысить  общий уровень интеллектуального развития учащихся;
  • сочетаю урочную и внеурочную формы в организации исследовательской деятельности учащихся;
  • соблюдение основных принципов организации исследовательской деятельности учащихся: осмысленности, доступности, наглядности, естественности, культуросообразности, самодеятельности.   
  • использую элементы здоровьесберегающих технологий на своих уроках;
  • провожу работу по организации взаимодействия семьи и школы в качестве классного руководителя

Для решения проблемы учета образовательных потребностей детей в современной педагогике имеются различные возможности. Я использую методы диагностики, разработанные отечественными и иностранными педагогами, с помощью которых выявляются способности детей, в том числе и творческие, их интересы и психофизиологические особенности. Проводится диагностика с целью отработки критериев личностного роста учащихся, изыскания способов дифференцированного подхода к обучению, а также с целью выявления склонностей и интересов обучаемых.

Современное общество ставит перед школой задачи модернизации и совершенствования учебно – воспитательного процесса. Я постоянно задумываюсь над тем, как сделать процесс обучения более результативным, как вызвать и поддержать интерес к предмету. Для наиболее эффективного использования времени детей на уроке стараюсь продумывать план проведения урока, его основные этапы; перед обучающимися в начале урока четко ставлю цели и задачи; слежу за темпом урока; объясняю материал на доступном уровне. Весь учебный процесс строится по принципу последовательности, т.е. задачи данного урока вытекают из предыдущего и перекликаются со следующим. Применяю различные приемы: переключение внимания, сочетание лекционного материала с практическими действиями по выполнению заданий, формирования выводов, работа с текстом и др. С целью развития интереса учащихся к предмету, активизации познавательной деятельности, формирования способности мыслительной деятельности, использую следующие современные образовательные технологии:

·        проектную технологию;

·        технологию критического мышления;

·        ИКТ.

Урок в системе развивающего обучения позволяет выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности:

·                                 прослеживается связь с современностью;

·                                 присутствует проблемно – поисковая постановка учебных задач, требующая не простого воспроизведения учебного материала, а активной мыслительной деятельности;

·                                 роль учителя сводится к направляющей и организующей функциям;

·                                 осуществляется систематический контроль за повышением навыков самостоятельной работы каждого учащегося путем устных и письменных разноуровневых заданий.

Расширяют кругозор учащихся и способствуют формированию гармонически развитой личности интегрированные уроки. Имею опыт проведения данных уроков с учителем физической культуры по теме «Олимпийские игры в Древней Греции»

Формируют людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, смелых в принятии решений, компетентных  - нетрадиционные формы уроков. Они помогают им ярче, эмоциональнее воспринимать исторические события, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, а также расширяют информационное поле учащихся. Практикую такие нетрадиционные формы урока, как: урок – экскурсия, игра, диспут, урок решения проблемных задач. В старших классах большое внимание уделяю урокам – семинарам. В основе большинства изучаемых тем – личность как фактор исторического процесса. В связи с этим применяю такие виды работ, как составление исторических портретов деятелей эпохи, написание эссе и др.

По справедливому замечанию М.Горького, «школьный курс истории, - если его не сопровождать живыми повестями, рассказом, очерком и сборником подлинных документов», не может дать яркого представления о различных эпохах и действующих лицах истории. Поэтому применяю на уроках тексты художественной и научно – популярной литературы, материалы периодической печати, документы, иллюстративный материал, средства наглядности. Использование перечисленных выше средств активизирует познавательную деятельность учащихся. Активизации мыслительной деятельности способствуют такие приемы, как:

- игра «Вопрос – ответ» (чтобы задать вопрос, надо хорошо знать прочитанное, уметь четко, понятно сформулировать);

- составление рассказа по опорным словам (этот прием помогает ученику, слабо владеющему речью, воспроизвести текст логично, последовательно);

- выделение ключевых слов в изученной теме (чтобы видеть главное и второстепенное и уметь кратко сформулировать главную мысль).

Весьма полезной для учащихся считаю словарную работу на уроке, так как художественные исторические произведения содержат необычную лексику (слова, вышедшие из употребления, слова иностранного происхождения, термины и понятия). Такая работа приучает детей чутко относиться к слову, богатствам родного языка, расширяет их компетенцию.

Формированию умения слушать и слышать служат такие приемы групповой работы, как:

- восстановление цепочки событий;

- анализ текста с ошибками;

- аукцион имен;

- рассказ о событии по иллюстрации, - которые часто применяются мною на уроках истории.

Умения классифицировать факты, события, процессы вырабатываю посредством составления хронологических и сравнительных таблиц. Образное мышление учащихся развиваю с помощью схем, рисунков. Раскрытие содержания понятий осуществляю не в отвлеченной форме, а в процессе изучения конкретных исторических фактов и явлений в живой и яркой форме, ибо учащимся, особенно в младших и средних классах, трудно усвоить то или иное историческое понятие. В ходе тестирования и фронтального опроса происходит запоминание основных дат. Учу детей обобщать, делать выводы и заключения.

 Закрепить полученные на уроке знания, создать положительную мотивацию в изучении истории и обществознания помогает и нетрадиционный характер домашних заданий (нарисовать иллюстрацию, написать сочинение, составить рассказ, подготовить сообщение, доклад, проанализировать документ).

Благотворно влияет на общее развитие учеников, повышает их интерес к предмету собранный в кабинете раздаточный и иллюстративный материал, различного рода памятки, многочисленные тестовые задания.

Взаимодействие с классом осуществляю на основе принципов педагогики сотрудничества. Обращаю внимание на каждого учащегося, стараюсь так построить урок, чтобы каждый ученик оказался вовлеченным в процесс познавательной деятельности, осознал полезность и значимость знаний в современных условиях. Для организации оптимального сотрудничества обучаемых на уроке использую парную, групповую формы работы, а также приемы: «обмен мнениями», «помоги соседу», «давай вместе» и др. Работа в группах позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции. При этом я всегда помню важное условие полноценного занятия групп – правильное их комплектование. В одних случаях группы скомплектованы так, что между ее членами возникают отношения ответственной зависимости: один член группы не может выполнить свою часть общего задания, пока другой член группы не выполнит свою и т.д. И задания группам подбираю так под их состав, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы. В других случаях формирую группы сотрудничества, которые представляют небольшой коллектив, члены которого хорошо знают и понимают друг друга. Они ориентированы на взаимовыручку и поддержку.

Эти формы работы дают возможность каждому высказать собственное мнение при обсуждении проблемы в небольшой группе, дети учатся слушать и понимать мысль одноклассников, защищать свою точку зрения в споре с другими группами.

На уроках и внеклассных мероприятиях постоянно обращаю внимание на поведение обучающихся, их взаимоотношения со сверстниками, старшими, родителями. Стараюсь формировать и развивать у детей социальную активность, помогаю раскрывать ученикам свои внутренние возможности.

Своеобразным продолжением урока считаю внеклассные мероприятия по предмету, при проведении которых учитываю потребности учащихся в исторических знаниях, использую интеграцию разных предметов, что соответствует сегодняшним требованиям. Стараюсь разнообразить внеклассную работу, чтобы детям было интересно и определить для себя, какая форма проведения мероприятия более приемлема для учащихся. За последние годы мною проведены литературно – музыкальные композиции: «Дневник юной лениградки», "Афганистан, Чечня - наша память и боль!"  с использование краеведческого материала.

Под моим руководством в школе действует историко – краеведческий кружок «Исток», в котором ученики организуют выставки на основе уже имеющегося краеведческого материала, активно участвуют в сборе информации и пробуют себя в качестве экскурсоводов.

В школе есть ребята с повышенной мотивацией, устойчивым познавательным интересом к предмету, которые не удовлетворяются тем, что читают в учебнике, поэтому беру во внимание это обстоятельство и таких учеников привлекаю к участию в олимпиадах, конкурсах, школьный и районных конференциях. 

Очень важным моментом в образовательной практике, на мой взгляд, является оценивание достижений учащихся. К оцениванию знаний я подхожу, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Ведь чем более содержательной будет обратная связь, тем эффективнее может быть реакция на нее. Поэтому я  ищу пути для облегчения перехода от традиционного способа оценивания (пятибалльная система) к более  конструктивному подходу: использую стимулирующие функции при оценивании работы ученика, самооценку, взаимооценивание результатов письменных работ учащихся и устных ответов.

 Стараюсь комментировать оценки учащихся, в своих оценочных суждениях по поводу работы ребенка больше опираюсь на положительное достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматриваю на фоне достигнутого. Поощряю не только творческую деятельность детей, самостоятельность, но и любые усилия ребенка, направленные на приобретение знаний. Даже эпизодический интерес к предмету не оставляю незамеченным.

На моих уроках присутствует атмосфера сотворчества и сотрудничества. Во время занятий я поддерживаю гуманные, цивилизованные и демократические отношения как с детьми, так и между ними. Нравственное развитие школьников осуществляю через эмоциональное отношение к истории, сопереживание к людям прошлого, с помощью ситуаций нравственного выбора. В каждом ученике я стараюсь видеть уникальную личность, ищу в ребенке лучшие качества и опираюсь на них, создаю специальные педагогические ситуации, в которых он мог бы проявить себя. Свою позицию по обсуждаемым вопросам не навязываю, свою оценку тому или иному вопросу даю после выступления детей, чтобы не сковывать их мышление. На уроках разрешаю обсуждать полученную информацию с партнерами по парте или группами, т.е. разрешается «рабочий шум». Всегда признаю за учеником право на отстаивания  своей точки зрения в споре со мной, одноклассниками при условии аргументации своей позиции.  Моя задача состоит в том, чтобы следить за цивилизованными нормами дискуссий.  С этой целью даю детям памятки о том, как правильно участвовать в дискуссии.

Профессиональный долг обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать состояния раздражительности, тревожности с целью обеспечения благоприятного психологического климата на занятиях.

Уместной считаю приемлемую шутку и обязательным условием – соблюдение требований педагогического такта, личностно ориентированный подход к учащимся, стрессоустойчивость, умение конструктивно разрешать конфликты.

Важным элементом профессиональной деятельности педагога является работа с родителями. Она носит системный характер и реализуется через различные виды деятельности: образовательную, воспитательную, управленческую. С родителями осуществляю непосредственное сотрудничество. Приобщаю их к школьной жизни своих детей. Родители помогают в проведении мероприятий, организуют досуг учащихся, сами являются активными участниками различных школьных дел. Регулярно (в соответствии с планом) провожу родительские собрания, где знакомлю родителей с успеваемостью и  поведением детей

Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентноспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. В полной мере это можно отнести и к профессиональному самосовершенствованию педагога. Только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентноспособный учитель способен взрастить конкурентноспособную личность. Поэтому стараюсь не останавливаться на достигнутом и продолжаю совершенствовать свое мастерство. Периодически пополняю знания, участвуя в семинарах и заседаниях МО. В 2009 году  в АКИПКРО прошла курсы повышения квалификации по образовательной программе «Научно – теоретические и методические основы современного гуманитарного образования»

В повышении профессионального мастерства большую роль играет самообразование, поэтому я работаю над темой «Развивающее обучение на уроках истории», регулярно знакомлюсь с материалами теоретического и методического характера в журналах «Преподавание  истории и обществознания в школе», «Сельская школа», «Народное образование», в «Учительской газете». Беру на вооружение те из них, которые кажутся мне интересными, злободневными и приемлемыми в работе. Изучаю современные технологии обучения и внедряю некоторые из них в практику.

В 2009 – 2010 учебном году приняла участие в районном конкурсе «Учитель года» и стала финалисткой.  В период конкурса провела открытый урок в 5 классе МОУ «Мамонтовская СОШ №1»   по теме «Рабство в Древнем Риме» с использование ИКТ.

В заключение хотела бы остановиться на трудностях в своей педагогической деятельности. Одна из наиболее существенных связана с проблемой несовершенства и быстрой сменяемости учебно – методического обеспечения. Содержание новых учебников перегружено и зачастую не адаптировано для возраста школьников. На гуманитарной подготовке учащихся тяжело отразились проведенная Министерством образования в начале 1990-х гг. коренная ломка структуры исторического образования, поспешный отказ от линейного принципа и социально – педагогически не обоснованное введение концентризма. Рассмотрение всего исторического процесса было искусственно введено в девятилетнюю школу при крайне ограниченных временных рамках. В данный момент планирую свою дальнейшую деятельность с учетом существующих проблем и поиска путей их решения.

Самоанализ

Презентация

Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Друзья сайта
  • Сайт школы
  • АКЦДОТиК "Алтай"
  • Комитет Администрации Мамонтовского района Алтайского края по образованию
  • Сайт школьного музея


  • Copyright MyCorp © 2020Создать бесплатный сайт с uCoz